Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР
Ромуальдас Ракаускас, Ромуальдас Пожерскис, Антанас Суткус, Александрас Мацияускас, Витас Луцкус, Римантас Дихавичюс, Вацловас Страукас - «Последний звонок» 1979 г., Александрас Мацияускас, Ветеринарные клиники, 1977-1984 гг.
Говоря об истории советского фотоискусства, невозможно обойти вниманием Литовскую школу, которая оказала принципиальное влияние на развитие фотографии в СССР.
На общем фоне советской фотографии литовские авторы выделялись своеобразной национальной эстетикой, особым художественным языком с резкими ракурсами, крупными планами, деформациями, жесткой графичностью. Картины сельской жизни и городские сценки, снятые, как правило, широкоугольным объективом в резком ракурсе, были очень не похожи на репортажи советских фотографов. Их просто ошеломляло то чувство свободы, с которым литовские коллеги подходили к выбору тем и художественных приемов.
На фоне довольно стандартных портретов ударников производства, строительных кранов и комбайнов на пшеничных полях портреты небритых деревенских мужиков и грустных пионеров Суткуса, натуралистичные сцены бойкой рыночной торговли Мацияускаса, а уж тем более метафизические фотомонтажи с обнаженной натурой Бутырина выделялись своей нерепродуцируемой европейскостью.
Что вообщем-то, неудивительно: литовцы всегда считали себя частью Европы и формировали национальное видение мира в фотографии, опираясь на опыт европейского репортажа, искусства начала ХХ века.
Лидер литовской школы Антанас Суткус вспоминал: «С одной стороны, мы хотели показать, что мы не Советский Союз. А с другой, для нас главным была не «национальная идея». Главным было все-таки показать человека, нашего, простого человека. Знаете, тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимизмом. Психологизм тоже оценивался как пессимизм».
Советские фоторепортеры восприняли литовцев соратниками по нон-конформизму, но, в тоже время, завидовали им. Литву называли «фотографической республикой», потому что там цензуры было меньше, чем в других союзных республиках, и оттепель продлилась дольше. Сорок лет назад только литовцам разрешили создать свой Союз фотохудожников, фотографы получили возможность зарабатывать деньги официальными заказами, издавать свои альбомы и каталоги, у них появились свои галерея, музей. Но главное - они могли посылать свои работы на международные выставки, что позволило литовцам стать частью мирового фотографического процесса уже в те годы.
Их воспринимали равноправными участниками европейского диалога: Мацияускас в 1978 году участвует в выставке «18 европейских фотографов» в Брюсселе, и уже в следующем году его работы представлены на выставке «Современная европейская фотография» в Венеции; Бутырин в 1975 году принимает участие в «I триеннале» в Фрибурге, Швейцария; работы Суткуса показывают в Лондоне на выставке «4 литовских фотографа» в 1974 году.
Литовские фотографы тогда были законодателями моды в художественной фотографии мира. На их работы равнялись. В 70-е годы все первые места на международных выставках занимали литовцы.
Именно литовские фотомастера изменили наше фотографическое мышление: от одиночных снимков с четко выделенным сюжетно-важным элементом кадра они перешли к многоплановым композициям, к тематическим сериям и циклам.
http://lumiere.ru/exhibitions/archive/id-4/